О нас

12

Православное издательство

БЛАГОВЕСТ

Издательство «Благовест» ведет свою историю с 1990 года. Оно было создано в Москве группой православных издателей по благословению протоиерея Валентина Мордасова.

С первого дня нашей работы и до сего дня мы прежде всего стараемся выпускать и распространять только душеполезные книги.

Сотрудники издательства «Благовест» — это православные люди, работающие как единая команда единомышленников и стремящиеся принести максимальную духовную пользу ближним, каждый на своем месте, на своей должности.

Мы с уверенностью смотрим в будущее, надеясь, что с Божией помощью мы не остановимся на достигнутом, а успешно продолжим дело, начатое более двух десятилетий назад во славу Божию и процветание Русской Православной Церкви.

Интервью с выпускающим редактором издательства «Благовест» Андреем Игоревичем Плюсниным

Сколько новых книг выпускает за год издательство «Благовест»?

Количество новых книг каждый год меняется. Еще 6-8 лет назад в год выпускалось около 20 новых книг. Потом это количество увеличилось до 40-50, достигнув максимума в 2013 году, когда было выпущено 56 новых книг. В последующем из-за некоторого падения спроса на книги, прежде всего, по экономическим причинам, объем выпуска новых книг снизился, и теперь он снова составляет 20-25 новых изданий в год.

Изменилось ли за годы существования издательства качество выпускаемых книг? (Имеется в виду бумага, иллюстрации – видимое качество исполнения.)

Несомненно. Просто сейчас уже у тебя практически никто не купит книги, напечатанные на грязной бумаге, с плохой и неровной обложкой, без иллюстраций и хорошего художественного оформления. В 1990-е годы была совсем другая ситуация. Тогда на книжном рынке, а уже тем более на рынке православной литературы, был просто «голод», книги Священного Писания,  творения святых отцов, современных православных писателей только появлялись после многих десятилетий отсутствия – и конечно люди готовы были взять книгу в любом виде, лишь бы она была содержательной, в ней было написано о Боге, о христианской вере и Церкви – народ массово приходил в храмы и нуждался в большом количестве духовной литературы. В книжных магазинах в храмах за книгами стояли иногда большие очереди. Сейчас же ситуация существенно изменилась, у большинства людей дома уже собраны большие православные библиотеки, массового прихода населения в храмы уже давно нет, да и отношение к книге в целом изменилось за эти годы. И потому читатели стали куда более требовательны к внешнему виду книги, а не только к ее содержанию. Потому и в нашем издательстве книги в основном стали выходить на белой бумаге, в красивых ярких обложках; при этом мы создаем разные серии книг по той или иной тематике, работаем над художественным украшением, оформлением макетов наших изданий, многие книги снабжаем иллюстрациями и т. д. Хотя, конечно, работы тут еще видится много.

Появляются ли в православной литературе новые жанры?

По сути, жанры, как таковые, в литературе уже сложились довольно давно. И православная литература здесь не исключение, имея к тому же в виду, что она в целом довольно консервативна и не преследует цель соревноваться со светской литературой в стремлении любой ценой обратить на себя внимание, понравиться читателям, быть популярной. Цена здесь как раз очень важна – ведь речь идет о вечном спасении. И потому важно не соблазнить читателя, сохранить верность православным традициям, учению Христа, святоотеческому наследию. Но какие-то попытки новаторства и в православной литературе предпринимаются. Отмечу появление жанра «православное фэнтези», в котором в основном писала Юлия Вознесенская, продолжают в нем творить монахиня Евфимия (Пащенко), Елена Чудинова, Валентина Ульянова и некоторые другие православные авторы. Суть этого направления как раз и заключается в том, чтобы через яркие образы героев, которые хоть и вымышлены, но имеют под собой вполне реальную основу, прообразы, показать современным людям, многие из которых любят жанр светской фантастики, борьбу добра со злом, дьявольские козни, мешающие людям одержать победу над злом, заставить человека задуматься о вечном, о смысле земной жизни. Не все эти книги принимают, не все считают их вообще православными, но многие признаются, что именно через эти книги они пришли к вере, задумались над важнейшими жизненными вопросами, над своим главным призванием. А раз это так, то очевидно и такой экзотический для православной литературы жанр занял свою нишу. Также отмечу, что часть книг сейчас издается в комплекте с видео- и аудиодисками, что для многих значительно облегчает усвоение  книжного материала. Считаю, что можно прогнозировать в будущем развитие такого жанра, как «православная инфографика», когда те или иные духовные понятия, вопросы, темы будут подаваться в наглядном и максимально удобном для современного человека виде. Конечно, здесь потребуется немалые творческие усилия, но думаю, что это принесет добрые плоды.

Меняются ли со временем вкусы и потребности православных читателей?

Фундаментальная потребность поиска смысла жизни и пути личного спасения остается постоянной во все века. А вкусы, а также способы удовлетворения этой потребности, конечно, меняются. Если раньше люди хорошо знали церковно-славянский язык, язык богослужения, жили полноценной церковной жизнью, то сейчас, наоборот, в массе своей люди не имеют даже элементарных понятий о духовной жизни, о Православии или имеют искаженные представления о нем. Поэтому то, что раньше считалось само собой разумеющимся и не требующим объяснения, то ныне нуждается в детальном и понятном для широкой аудитории читателей истолковании, доступном переводе. Или, скажем, методы подачи материала изменились. Если раньше вполне было достаточно сухого текста книги, то теперь для большинства людей важны еще и картинки, потому что мышление у многих стало «клиповым» (через яркие красочнее образы). Трудно многим современным людям стало читать и большие фрагменты текстов (это и от нехватки времени, и от того же «клипового» сознания, которое поверхностно и не способно долго концентрироваться на сложных для восприятия больших объемах текстов). В этом смысле важным фактором сегодня стало и то, чтобы книга была не просто душеспасительной, но и интересной, чтобы она сразу захватила внимание читателя и заставила его при этом задуматься о душе, о спасении, о том, как надо жить, чтобы Богу угодить. Поэтому так и велика популярность книг профессора А.Осипова, протодьякона Андрея Кураева, епископа Тихона (Шевкунова)  и др. Они говорят о Православии и спасении современным языком, понятном каждому.

А как Вы относитесь к электронным форматам книг?

Как к хорошему дополнению традиционных «бумажных» книг. Этот формат весьма удобен. Во-первых, потому что электронную «читалку» легко с собой брать, она компактна, легко помещается даже в кармане и практически  в любых условиях электронными книгами можно воспользоваться. И во-вторых, в одной «читалке» легко умещается целая библиотека «бумажных» книг, что конечно удобно во многих отношениях. Здесь ты можешь легко и быстро выбрать то, что тебе нужно в тот или иной момент.

Вам часто приходится читать «цифровые» книги?

Редко и исключительно вне дома. Обычно в транспорте, когда появляется свободное время,  а брать с собой сумку с книгами не хочется. Но это по преимуществу бывают неправославные книги.

Чем электронный формат книги уступает бумажному?

Тут конечно, можно было бы сказать, что для чтения электронных книг нужен физический носитель, который не работает без электроэнергии, а ее иногда может и не быть (скажем, в поездке); также можно отметить физическую усталость глаз при чтении с экрана, трудности при пользовании навигацией в читающем устройстве, когда приходится иногда затратить много времени, чтобы найти нужную книгу и в ней нужную страницу или материал. Но я бы отметил, на мой взгляд, главный недостаток электронных книг – при их чтении часто пропадает целостное восприятие текста, теряется глубина и появляется поверхностное, скользящее, а не качественное усвоение материала. То есть сердечно, душевно, внутренне усвоить электронную книгу становится тяжелее, чем традиционную. Но если для развлекательной светской литературы, разных детективов и «чтива» в этом как раз нет ничего плохого, то вот для православной литературы – это большой минус.